Транспортировка цемента

Организация хранения, загрузки и транспортировки цемента, как и последующей выгрузки, осуществляется согласно ГОСТ 30515-2013, а также условиям, указанным в общих правилах перевозки грузов железнодорожным, автомобильным или другим транспортом. Существует два способа доставки сухой смеси — в упаковке либо без нее. Во втором случае используются специальные вагоны (цементовозы), автоцементовозы или суда. Цемент, упакованный в транспортные пакеты (ТП), мягкие контейнеры (МК типа БИГ) либо в бумажные мешки (БМ), перевозится с применением универсального транспорта: крытых вагонов, грузовых автомобилей или суден.

Общие правила транспортировки цемента

Для перевозки цемента с завода на дальние расстояния обычно используется железнодорожный транспорт или судна. Транспортировка от складов к бетонным предприятиям, на строительные площадки, торговые точки или в другое место выполняется автомобильными цементовозами. На территории потребителя материал перемещают механическими, электрическими или пневматическими машинами.

Общие правила перевозки

Обеспечение должной защиты сухой смеси от воздействия влаги, углекислого газа, ультрафиолета и загрязнений на время загрузки, транспортировки и выгрузки является ключевым условием правильной доставки цемента к месту назначения.

  • Перевозки цемента в пакетах, сформированных из мешков согласно ТУ, определяющих их расположение и фиксацию, выполняются ЖД транспортом в четырехосных вагонах.

  • Для формирования транспортных пакетов используются обычные плоские поддоны, термоусадочная пленка из полиэтилена или другие способы пакетирования, виды материалов.

  • ТП должны быть полностью герметичными и со всех сторон плотно обжатыми.

  • Транспортные пакеты формируют длиной 1260–1290 мм, чтобы их ширина была 1030–1060, а высота 880–650 миллиметров. Проемы уступов цокольных частей с любой из сторон делают шире 100 и выше 90 мм.

  • Допустимый вес транспортных пакетов 2000 кг.

Для перевозки цемента в мягких контейнерах железной дорогой задействуются полувагоны либо платформы. При доставке судном МК размещаются в трюме или на открытой палубе. На короткие расстояния контейнеры возят бортовыми грузовиками.

Правила загрузки цементной смеси

Погрузка упакованного цемента должна выполняться с таким условием, чтобы исключить разгерметизацию тары (мешков). Фасованный материал укладывается на поддоны в шахматном порядке вручную, с использованием автоматизированных или механических приспособлений. Перед загрузкой обязательно нужно проверить транспорт на предмет чистоты и отсутствия влаги.

Неупакованный цемент загружают в специально оборудованные вагоны, трюмы или грузовики — цементовозы. Погрузка в железнодорожный цементовоз или в трюм выполняется двумя способами:

  • С помощью крытого транспортера ленточного типа.

  • Через особый трубопровод самотеком либо перекачиванием под давлением.

Перемещение смеси в последнем случае реализуется путем смешивания цемента с сухим потоком, нагнетаемым компрессором.

Загрузка автоцементовоза также осуществляется автоматическим способом. Сначала в цистерне создается вакуум в пределах 0,66 атмосфер. Затем загрузочное сопло погружают в цемент, дополнительно подавая в него воздух. В результате создается перепад давления между пространством цистерны и сухой смесью, которая начинает поступать внутрь автоцементовоза. Для предотвращения перегрузки в цистерне предусмотрен датчик мембранного типа. Он подключен к звуковому устройству. При наполнении резервуара генерируется световая и звуковая сигнализация.

Работы по загрузке цемента, фасованного в мешках или бегах, осуществляются согласно товаротранспортным накладным. После погрузки насыпью люки цементовоза закрываются и пломбируются отправителем. При получении грузополучатель должен контролировать открытие цистерны.

Правила выгрузки цемента

Вариант перевозки и выгрузки цемента определяется требованиями заказчика. Современное оборудование позволяет выполнять поставки материала к любому месту работ без ущерба его качеству.

  • Разгрузку цемента без упаковки следует выполнять на площадках с твердым покрытием. Предварительно устанавливается тара под материал на уровне, обеспечивающем возможность работы пневматического оборудования.

  • Перед началом разгрузки нужно проверить совпадение диаметров соединительных шлангов с приемными отверстиями цементовоза, которые должны оснащаться герметичными крышками.

  • Соединительные шланги (трубопроводы) следует закреплять исключительно с использованием штатных механизмов. Запрещается их фиксировать проволокой, веревкой или с применением других приспособлений.

Пневматическая разгрузка цемента из автоцементовоза дает возможность полностью освобождать цистерну без потерь сухой смеси или распыления на рабочей площадке.